с пулей в голове

Праздник снега и моторов. Фестиваль «Open Karelia 2013»

2 сообщения в этой теме

Праздник снега и моторов. Фестиваль «Open Karelia 2013»

Всевозможные мотофестивали в России, да и в мире, — дело настолько привычное, что не вызывают вопросов даже у людей, далеких от двухколесной техники. Собрались байкеры, попили пива, послушали музыку. Даже зимние мотоциклетные ивенты вроде «Сноудогз» или «Самовар-треффен» уже не в диковинку. Но, все же, мотоцикл — штука летняя. Удивительно, почему словосочетание «снегоходный фестиваль» вызывает в глазах многих столько недоумения. Ведь что может быть логичнее, чем снегоходный слет зимой?

post-135-0-06054000-1361345541_thumb.jpg

 

Чтобы узнать, что это такое, как устроено и чем отличается от привычных каждому мотоциклисту мотофестов, мы отправились в южную Карелию, где уже в девятый раз проходил международный снегоходный фестиваль Open Karelia 2013.
 
Первое отличие от любого мотосборища — доставка себя и техники. Не каждый рискнет сесть на снегоход и проехать несколько сотен километров до места проведения. Это вам не мотоцикл! Так что без прицепа и автомобиля с фаркопом тут не обойтись. У нашей журналистской команды автомобили-то есть, но вот сцепными устройствами они не оборудованы. На помощь пришла компания «Volkswagen Russia», любезно предоставив нам самые «зимние» автомобили из своей линейки —VW Amarok и Multivan PanAmericana. Третьим нашим «помощником» стал Ford Ranger, предоставленный компанией «Форд Соллерс Холдинг». Все три автомобиля — полноприводные и оборудованы дизельными двигателями. То, что нужно, чтобы комфортно чувствовать себя на заснеженных карельских дорогах и проселках, даже с учетом того, что за кормой у каждого авто — прицеп со снегоходом. Вся наша команда в составе шести человек со всем снегоходным скарбом и фототехникой вполне комфортно расположилась в трех автомобилях и преодолела почти тысячу километров до Карельского городка Олонец, где проходил фестиваль.
post-135-0-26863600-1361345583_thumb.jpg
Маленький городок с населением меньше 10 000 человек на время фестиваля оживает и значительно прибавляет в «населении». В этот раз только стартовых номеров было выдано 209, а ведь снегоходчики приезжают сюда с женами, друзьями, детьми... целыми семьями. В общем, к началу фестиваля полностью забиты любителями снегоходного отдыха не только гостиницы Олонца, но и все близлежащие турбазы и пансионаты! Событие для города действительно знаменательное.
 
Четверг — день заезда. Каждую минуту к штабу фестиваля, расположенному в одной из гостиниц, подкатывают целые караваны автомобилей с длиннющими снегоходными прицепами. Каждый автопоезд — почти 10 метров в длину. Естественно, гостиничная парковка не рассчитана на такое количество техники таких размеров, поэтому все, кто зарегистрировался в штабе, оплатил стартовый взнос (9000 руб. для участников и 4500 руб. для гостей), отправляются в близлежащую деревеньку Нурмолицы, около которой расположен заброшенный военный аэродром. Вот уж действительно, более подходящего места для сборища пары сотен снегоходчиков не придумаешь! Здесь уже расчищены подъездные пути и большая площадка, на которой можно спокойно, не мешая друг другу, разгрузить технику и поставить прицеп в специальный «прицепный парк» в уголке. Здесь будет проходить все самое интересное, но это только завтра. Сейчас же можно заняться установкой на снегоходы навигаторов, стартовых номеров и вообще — подготовкой техники.
post-135-0-07705500-1361345628_thumb.jpg
Кстати, о стартовых взносах. На первый взгляд, ценник не гуманный, особенно если сравнивать с мотоциклетными мероприятиями, однако если в мотослетный сбор входит цена концерта, дров и, возможно, питьевой воды, то здесь все несколько иначе. В стоимость входит трансфер участников от гостиниц до места старта-финиша, которые расположены в 15-40 км от мест проживания, питание на трассе, спортивная страховка на серьезную сумму, эвакуация техники и пострадавшего (если вдруг приключится неприятность), доставка топлива до мест проведения заездов, подготовка многокилометровых трасс и мест парковки (шутка ли, расчистить огромный аэродром), ну и, естественно, заключительный банкет. В общем, все несколько сложнее, чем летом. 
 
Но вернемся к нашим снегоходам. В нашем распоряжении четыре аппарата — Yamaha VK540 Viking IV, Ski-Doo Skandic 550F, Тайга 550 SE Варяг и Arctic Cat 570 XT. Мы решили не участвовать в гонках фестиваля, а просто покататься по карельским лесам и полям, полюбоваться природой и заодно сравнить между собой самые бюджетные утилитарники, представленные на отечественном рынке.
Погода располагает, на улице что-то около минус 7 — 10 градусов, ветра почти нет. Можно заняться подготовкой техники. Помимо стартовых наклеек, нам надо установить на снежики мотонавигаторы Neoline. Мы специально взяли их на тест, чтобы испытать в наиболее жестких условиях эксплуатации. Уж если они не скиснут на снегоходе, с их постоянной тряской, летящим снегом и минусовыми температурами, то на мотоцикле летом все точно будет хорошо.
Постоянная подпитка от бортовой сети снегохода через крэдл не позволит остаться без навигации. В аппарат вшиты карты Navitel. Довольно подробные и свежие, хоть, конечно, и рассчитанные, в большей степени, на использование на дорогах общего пользования, нежели на зимниках Карелии. Однако основные ходовые маршруты — грунтовки и зимники северного края — навигатор знает. Вот только с установкой возникли некоторые сложности. На снегоходных рулях, как правило, все свободное пространство трубы руля занято пультами и рукоятками, а незанятное закрыто мягким «бампером». Чтобы установить кронштейн крэдла, пришлось их снять. В конце концов, с установкой мы разобрались и отправились в базовый лагерь общаться с коллегами-снегоходчиками и впитывать атмосферу праздника.
 
Утро пятницы. На улице еще темно. Световой день в северной стороне совсем не длинный. Две с лишним сотни снегоходов в свете фар и дыма выхлопа смотрятся завораживающе. Военный аэродром уже много лет не слышал рокота двигателей истребителей и перехватчиков, но звук такого количества сноумобильных движков ничем не хуже — земля дрожит! Последние приготовления. Участники немного волнуются, ведь большинство приехали сюда не только за тем, чтобы встретить друзей и отдохнуть, но и погоняться. Главная программа фестиваля — спортивная. Тимофей Рогожин — «отец-изобретатель» и главный организатор — торжественно открывает девятую по счету Open Karelia. Он напоминает, что главное здесь — это удовольствие от катания на снегоходе и общение с единомышленниками, что спорт на О.К. — тоже способ получить удовольствие. Главное — уважение к коллегам и безопасность.
post-135-0-03643600-1361345764_thumb.jpg
Старты разных групп разнесены на несколько километров, чтобы не создавать перенасыщенности техники на трассах. Первыми уезжают к месту старта спортсмены, профессионалы и любители, заявившиеся на участие в Кантри-кроссе. Кантри-кросс — это тридцатикилометровая гонка по лесным и проселочным дорогам, лесовозным маршрутам и замерзшим рекам и озерам. Гонка проходит в личном зачете, на старт участники выходят по результатам пролога (квалификации), который проходит тут же, перед стартом. Чтобы максимально уравнять шансы всех участников, гонщики разбиты на пять основных классов. Sport — это все желающие, ProSport — профессиональные гонщики, Fun — класс для тех, кто впервые участвует в соревнованиях подобного рода и решил «попробовать» свое силы впервые, и WideTrack — класс для утилитарных снегоходов с шириной гусеницы более 500 мм. Кроме того, есть еще женский и «ветеранский» (для участников старше 45 лет) зачеты.
post-135-0-57675200-1361345798_thumb.jpg
А мы же, в составе довольно большой группы «отдыхающих», отправляемся в туристический пробег по карельским просторам. Нас ждет около 160 километров разнообразных дорог, дорожек и тропинок, посещение этнической деревни Кинерма, общение и свежий воздух. Это класс Tourism.
post-135-0-12256600-1361345861_thumb.jpg
Надо сказать, что мы не пожалели о своем выборе. Заснеженные пейзажи действительно потрясающие. Снега — по пояс, настроение благостно-расслабленное, хоть и немного утомительно ехать в колонне со скоростью 30-40 км/ч. Но, кто понял жизнь, тот не спешит.
post-135-0-55274800-1361345895_thumb.jpg
Финишируем вместе с последними спортсменами на базе «Умосту» в деревне Кукшегоры, в 30 километрах от Олонца. Здесь можно заправить снегоходы, подкрепиться в местной «столовой», сооруженной в надувном шатре. Кстати, эта волшебная желтая палатка сопровождала участников все три дня фестиваля, и божественные (с мороза-то) горячий чай, кофе, бульончик и прочие вкусняшки, участники хомячили совершенно бесплатно (вернее, их цена включена в стартовый взнос) и в неограниченном количестве.
post-135-0-40642700-1361345969_thumb.jpg
Кстати, интересно поставлен вопрос с дозаправкой в пути и на маршрутах гонки. Чтобы избежать сложностей с недостатком денег, нехваткой сдачи и прочих товарно-денежных отношений, не очень уместных в сугробе посреди леса, участники приобретали специальные талоны на бензин еще в базовом лагере. Один талон — 10 литров — две баклажки. Все просто, удобно и оперативно.
 
Утро субботы — старт самой главной гонки. Командный кантри-кросс «Карельское эндуро». Примерно 180 км все тех же, далеко не простых снежных трасс по лесам, полям, замерзшим водоемам и болотам. Но самое интересное в этой гонке то, что в каждой команде должно быть не менее 12 и не более 20 участников. В зачет идет время последнего финишировавшего участника команды. Вот где интрига и азарт. Все едут по-разному. Возможны поломки, кто-то устает и начинает отставать, кто-то застрял, и всей команде приходится останавливаться, чтобы вызволить напарника из снежного плена... В общем, здесь все зависит от слаженности всей команды, от качества подготовки техники, от взаимоотношений, в конце концов. 
post-135-0-90555400-1361346000_thumb.jpg
Люди приезжают сюда не первый раз. Многие имеют уже давно съезженные и серьезные команды. «Устьянские Бобры», «Тульские Медведи», «Самогонщики», «Snow Hunter»... Ребята приезжают с серьезными намерениями победить. Прекрасная техника, большая группа поддержки, механики и даже собственные надувные шатры с символикой команд. И таких вот организованных «клубов» среди участников было гораздо больше, чем просто разрозненных снегоходчиков-одиночек. 
post-135-0-35552500-1361346035_thumb.jpg
Все это говорит о том, что культура снегоходного спорта выходит за рамки обычных околодачных покатушек, разбавленных алкоголем и шашлыком. Люди действительно увлечены снегоходами, и снежная техника для них — это, в первую очередь, спорт и отдых, а не повод собраться на даче. Тенденция очень правильная, и приятная во всех отношениях. Снегоход перестает быть способом доставки своего тела от дома до рыболовной лунки или к стаду оленей. Из средства передвижения он становится образом жизни. А это не может не радовать.
post-135-0-81632700-1361346127_thumb.jpg
Наша же журналистская команда под знакомым многим неофициальным названием «Слабоумие и отвага», вооружившись навигаторами Neoline, испросив у организаторов пару-тройку опорных точек маршрута, уходит в лес, чтобы просто покататься и, по возможности, добраться до места вчерашнего старта — аэродрома близ Нюрмолиц.
post-135-0-57395400-1361346163_thumb.jpg
десь удалось как следует испытать и еще одно мотоциклетное изобретение — гарнитуру Bikecomm, любезно предоставленную компанией «Турсмото». Честно говоря, я был не очень рад тому, что установил ее на шлем. То и дело останавливаясь, чтобы свериться с навигатором и определить по какой из десятков ответвлений лесной дороги нужно ехать, я выслушивал ехидные комментарии коллег, сравнения с русским народным героем Иваном Сусаниным и прочие «приятности». Тем не менее, как бы мне ни хотелось, гарнитура исправно транслировала в мои уши нескончаемый поток словесной информации моих друзей. Кстати, навигатор тоже с удовольствием подружился с «Байккомом» и мягко вплетал свой электрический 
post-135-0-75375000-1361346210_thumb.jpg
Не без труда, но мы отыскали дорогу! Навигатор не подвел, хоть и пришлось поколдовать с ним и попрыгать вокруг с бубном. А мы, довольные и накатавшиеся, отправились отдыхать в гостиницу и варить пельмени себе на ужин.
post-135-0-23180100-1361346286_thumb.jpg
Да, на фестивале царит полная демократия. Помимо того, что можно выбрать себе жилье по карману, от люкса в гостинице «Олония» в центре города или отдельного коттеджа на одной из многочисленных туристических баз близ Олонца, до бюджетных номеров в недорогой гостинице «Ладога», где можно здорово сэкономить, например, готовя себе еду самостоятельно на небольшой кухне. Именно там мы и жили.
post-135-0-51407000-1361346333_thumb.jpg
Третий день — воскресенье. Апогей фестиваля. Все участники, гости, а так же зрители из Олонца и близлежащих деревень приехали на аэродром. Сегодня в программе спринт-кросс. Трехкилометровая гонка в личном зачете. Если на гонках прошлых дней в первую голову ставилось умение ориентироваться на местности, искать КП и беречь технику и себя, сегодня можно с чистой совестью открыть «дыру» и прохватить «на все деньги», выжимая последние соки из своего снегохода! Заезды — парные. Снег столбом, дым коромыслом, рев моторов, вой болельщиков на финише. Все очень динамично, эмоционально и зрелищно! Аэродром кипит, опытные пилоты снегоходов катают в санях-волокушах детишек, а кое-кто из участников уже укатывает барышень из местных по окрестным сугробам на своем снегоходе. Тут же, на специальной площадке для всех желающих проводит тест-драйв снегоходов Ski-Doo и Lynx 2013 модельного года официальный дистрибьютор этих марок, компания «Rosan». Каждый, у кого есть снегоходные «права», может записаться и испробовать в деле любую модель.
Склоны большого заснеженного капонира «пилит» специально приглашенный финский фрирайдер Юси Пеннанен. Несмотря на довольно юный возраст, парень владеет снегоходом на высочайшем уровне. Чуть позже он провел мастер-класс по управлению снегоходом для участников фестиваля. Вот уж правда, нет предела совершенству. Двухсоткилограммовый Ski-Doo Summit X 154 800R в руках совсем не тяжеловесно сложенного юноши порхает, как игрушка! Есть чему поучиться! Весь день на аэродроме не смолкает музыка, рев моторов и радостные голоса. Все чувствуют скорое завершение праздника, и если местные снегоходчики дождутся следующих выходных и снова отправятся кататься по родным просторам, москвичи, туляки, куряне, ярославцы и многие другие гости уедут домой, где даже в самые снежные годы не бывает такого количества мягкого пушистого и нетронутого снега. 
post-135-0-37627500-1361346438_thumb.jpg
 

Накататься впрок — невозможно, но все равно, десятки снежиков снова и снова нарезают круги, бундочат и выписывают невероятные фигуры в благодатном карельском пухляке, а взрослые мужики, как дети, радуются сугробам, с азартом давят курки газа своих снежных машин и с удовольствием падают в сугробы.

post-135-0-27385600-1361346557_thumb.jpg

Open Karelia — действительно настоящий снежный праздник. Первый и, к сожалению, пока единственный столь массовый слет любителей снега, снегоходов и свежего воздуха. В следующем году очень хочется вернуться сюда, и уже не в роли обычного туриста-зрителя, а спортсмена. Испытать свои силы в настоящих снегоходных гонках.

post-135-0-50041300-1361346609_thumb.jpg

 

 
Автор текста
Павел Курлапов
Автор фото
Никита Колобанов 
взято с мото.майл.ру
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

КРАСИВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу