habbeles

Большеколесные "Жуки" - оригиналы и клоны

2 сообщения в этой теме

Двадцать лет – немалый срок для модели скутера, чтобы понять – стоящая это вещь, или однодневка. В этом году исполняется как раз такой срок с момента появления первых «большеколёсников» модели Scarabeo производства итальянской компании Aprilia из города Ноале. В то время «Априлия» была самостоятельная и амбициозная компания. Её недаром называли «чудо-компанией» – она выпускала около 200 тысяч скутеров, занимая в Европе сегмент около 15% «полтинников». Это притом, что совсем недавно вошла в скутерный бизнес – изготовление скутеров современной компоновки, с пластиковой облицовкой и клиноременным вариатором в трансмиссии, компания «Априлия» начала в 1990 году, одной из первых в Италии. Да и мотоциклы были приметные, не говоря о впечатляющих спортивных успехах в мировых мотогонках. И вот они решили прославить свою конструкторскую школу на века. И придумали, нет, не отдельно взятую модель скутера, а концепцию семейства Scarabeo – скутеров с характерными чертами. Они предсказали – этот стиль «Модерн-Классика» станет иконой и предметом для подражаний, он будет эволюционировать, но никогда не изменится. А удобство и совершенство скутеров покорят, как считалось, «и старого, и младого».
Имя модели, переводящееся как «Скарабей», было выбрано неспроста: шестиногий пластинчатоусый (во-как!) жук занимает особое место в мировой культуре, хотя его суть неблаговидна – это жук-навозник. Скарабей – один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Тысячи лет назад египтяне заметили, что жук катит свои навозные шарики с востока на запад, подобно Солнцу на небосводе. Движение скарабея символизировало рождение и движение Солнца на небе, а сам жук являлся символом созидательной силы Солнца и возрождения в загробной жизни.

Памятник жуку-скарабею.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%201.jpg

 

На априлиевском скутере жук-скарабей отражён не только в названии – он включён в эмблему, но главное – овальные «дутые» формы присутствуют в дизайне скутера. Очертания стоек багажника, спиц литых колёс напоминают лапки и усы насекомого – если взглянуть с определённой долей фантазии.

Элементы «скарабеевского» стиля: схематичный панцирь в эмблеме (верху) и овальные выштамповки боковин

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%202.jpg

 

Из конструктивных особенностей главная – 16-дюймовые колеса, не характерные в то время для скутеров. Маркетологи «Априлии» не забывали подчеркнуть, что они открыли новый тип скутера – на больших колёсах. 
Но справедливости ради надо сказать, что скутеры, а ранее мотороллеры на больших колёсах были известны давно. Пожалуй, первой ласточкой стала американская модель Ner-A-Car 1924 года. В послевоенной Европе, где мотороллерным бумом заправляли итальянские компании «Веспа» и «Ламбретта», в основном предлагались машины на маленьких колёсах. Но были и исключения – например Aermacchi Cigno 125 на 17-дюймовых шинах 1950 года.

Американский Ner-A-Car 1924 года – один из первых большеколёсных мотороллеров

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%203.jpg

 

Итальянский Aermacchi Cigno 125 1950 года

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%204.jpg

 

 

Существовала и прагматичная немецкая школа. Вот прекрасный образчик – DKW Hobby 1954 года, причём машина была не с механической коробкой передач, как остальные мотороллеры, а с клиноремённым вариатором. В начале 1960-х австрийская фирма KTM широко выпускала модель Pony.

Великолепный немецкий DKW Hobby (1954 г.) – настоящий скутер с вариатором

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%205.jpg

 

KTM Pony начала 1960-х

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%206.jpg

 

 

Да что далеко ходить – были в конце 50-х «большеколёсники» и в так называемом Соцлагере. Правда до СССР они не доходили: «Большой Брат» развивал свой Мотопром, где кроме «Вятки» и «Тулы» мотороллеров не строили.

Pannonia Panni R50 (1957 г.) и Simson KR50 (1958 г.), обе машины на 20-дюймовых колёсах

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%207.jpg

 

Однако, всё это были машины старой эпохи, и вряд ли они вдохновили разработчиков «Скарабеев». Гораздо реальнее и ближе по годам были скутеры японской «Хонды» на 16-дюймовых колёсах. Они же, в свою очередь отталкивались от гениального изобретения Соичиро Хонды в конце 50-х – скутеретты Super Cub. «Каб» чрезвычайно понравился азиатам, но всё-таки коробка передач, хотя и со сцеплением-автоматом, была не лучшим решением: скутер с вариатором делал управление проще. Но и большие колёса скутеретт не хотелось терять – и вот пошли на компромисс: разработали модель, схожую по ходовой части со скутереттами, а по трансмиссии – с вариаторными скутерами. Насколько известно, самой ранней такой моделью стала Honda SH 50 City Express, которая выпускалась во множестве вариантов где-то с 1984 по 1996 годы.

Видимо Honda SH 50 City Express была первым японским большеколёсным скутером

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%208.jpg

 

Автор в 1993 году на Honda Express – как раз в это время итальянцы выпустили на свободу первых «Скарабеев»

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%209.jpg

 

 

После 1996-го году хондовская модель эволюционировала, рубленые «индустриальные» формы сменились на более округлые, особенно на модификации SH50 Fifty Scoopy. Думаю, не ошибусь – эти формы были навеяны Европейским бестселлером тех лет – Aprilia Scarabeo, ведь «Сашки» производил филиал «Хонды» в Италии. Позже японский гигант отказался от плавной ретро-стилистики, и новые скутеры, выпускающиеся и поныне в Европе имеют совсем другой вид. Да и кубатура ушла от «полтинника» – теперь это агрегаты 125, 150 и 300 см3 с впрыском топлива, каталитическим конвертером и жидкостным охлаждением.

Формы Honda Scoopy SH50 конца 90-х очень напоминали «скарабеевские»

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2010.jpg

 

Современный «хондовский» большеколёсник SH300i далеко ушёл от «Скарабеев»

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2011.jpg

 

 

Но вернёмся к нашим баранам, точнее – жукам. Первая модель Scarabeo была 50-кубовая, с «воздушником» 2Т. Позже гамма двигателей расширилась, в неё вошли 50- и 100-кубовые моторы 4Т, был в ряду и 100-кубовый «двухтактник». Самый простой и дешевый вариант стали называть Street – он с одноместным сиденьем и одним зеркалом, как аксессуары предлагались ветровое стекло и задний багажный кофр. На самом деле, эта модель и самая прикольная из всего ряда. Скутер оказался очень удобным – уйма места под сиденьем, ровный пол – хоть чечётку отбивай.

Scarabeo 50 2Т из первой партии 1993 года

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2012.jpg

Scarabeo 50 Steet Special Edition – в разные годы предлагались оригинальные цветовые схемы

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2013.jpg

 

 

Современный Scarabeo 50 4 Valve

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2014.jpg

 

 

Scarabeo 100 4 Stroke, сиденье более длинное, чем на «полтиннике»

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2015.jpg

 

 

Под седлом даже кейс помещается

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2016.jpg

 

 

Большой простор для ног, при желании его можно использовать с пользой – купив опциональную сумку

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2017.jpg

 

 

Итак, новизна стиля, «изюминка» в конструкции (16-дюймовые колёса) плюс удобство – вот причины того, что скутер стал бестселлером компании: за первые пять лет было продано около 300 тыс. этих машин, а к 2007-му выпущено около полумиллиона. К этому времени «Априлия» уже вошла в состав итальянского концерна Piaggio (с 2004 года). Надо сказать, руководители «Пьяджо» всегда хорошо относились к «курицам, которые несут золотые яйца», и даже стали постепенно отделять бренд Scarabeo в самостоятельный, как например, они сделали с «Веспой». Так, после 2011 с облицовок исчезло обозначение компании Aprilia – название осталось лишь на крышке вариатора. 
К 1999 году Scarabeo 50 модернизировали: мощность двигателя увеличили, глушитель измененной формы позволил снизить уровень шума. Скутер получил новую приборную панель и полифокальную фару мощностью 35/35 Вт. Машина выпускалась в двух модификациях: Classic с дисковым тормозом переднего колеса и барабанным – заднего и Deluxe с улучшенной отделкой и дисковыми тормозами обоих колес.
В том же 1999 году появились модификации с моторами 4Т кубатур 125/150 жидкостного охлаждения, с 4-клапанной головкой цилиндра. Их компания назвала «первыми автоматическими мотоциклами». Как всегда, приврала, но сделал это красиво…

 

Scarabeo 125 образца 1999 года. Скутер получился тяжеловесным за счёт заднего крыла мотоциклетного вида. В дальнейшем дизайн переработали

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2018.jpg

 

К 2007 году ряд ещё расширился – к моделям Scarabeo 125 и Scarabeo 250 добавились с 400- и 500-кубовые версии с инжекторными моторами Piaggio Master. Расширенная комплектация флагманской «пятисотки» Scarabeo 500GT получила интегральную тормозную систему CORA с электрическим усилителем и АБС.
Практически на этом рост «скарабейного» семейства завершился, и последовавшие годы отмечены лишь плавной эволюцией. Так, появился «полтинник» с 4-клапанной головкой цилиндров, обеспечивавшей высокую для «воздушника» мощность (4,35 л.с. – самую большую в классе) и завидную экономичность: на 1 литре бензина можно проехать 43,5 км. «Чекушка» (мотор 250 сс) ушла, как ранее и 150-кубовый агрегат, на их место встала 200-кубовая версия, на той же платформе, что и 125-ка. Это вновь разработанные современные моторы были с 4-клапанными 2-вальными головками цилиндров и жидкостным охлаждением, цифровой системой зажигания и впрыском топлива. Мощность 125-кубовой модели ограничена 15 л.с., а у 200-кубовой она составляет внушительные 19 л.с.

Scarabeo 250 выпускался недолго

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2019.jpg

 

Модель Scarabeo 125 очень популярна в Европе – у молодёжи, только получившей «права». В ряде стран допускается вождение по автомобильным удостоверениям

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2020.jpg

 

Следующая ступень – Scarabeo 200, скутер помощнее, но при этом столь же лёгкий

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2021.jpg

 

 

Сегодня цифра произведённых машин Scarabeo всех классов приближается к миллиону, линейка кубатур моторов, устанавливавшихся в разные годы выглядит так: 50, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 400 и 500. Вроде бы ничто не предвещает конец семейства, хотя спрос уже не тот.

«Середняк» Scarabeo 300 Special

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2022.jpg

Флагман ряда Scarabeo 500 оборудован 2-дисковым передним тормозом. 400-ка внешне такая же, но с одним диском

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2023.jpg

 

 

Естественно, успех Aprilia Scarabeo не остался незамеченным другими производителями. И, если в Европе как-то стеснялись точно копировать стилистику, то на Тайване это сделали спокойно. Яркий пример тому – KYMCO People 50, причём скутер успешно продавался в США до 2011 года. А параллельно для тех, кому претила умиротворённая стилистика выпускали «народный» скутер более угловатых (современных, динамичных – кому как нравится называть) форм.

KYMCO People 50 (вверху) с мотором 2Т и S 50 4T (внизу)

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2024.jpg

 

Второй по величине мотопроизводитель Тайваня Sanyang Industry Co., Ltd., он же Sym с 2009 года производит лёгкий скутер на 16-дюймовых колесах SYMphony. Для машины на выбор предлагаются два силовых агрегата: 50 или 125 см³, оба четырехтактные, воздушного охлаждения. Прямого сходства со Scarabeo нет, но мотивы проглядывают.

Sym SYMphony 125

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2025.jpg

 

Не прошли мимо и китайские мотопроизводители. Ещё с 2007 года известна модель E-Jewel 150 от компании Chunfeng (CF Moto) – она какое-то время продавалась под калининградским брендом «Балтмоторс». Скутер выделял современный мотор жидкостного охлаждения и дисковые тормоза обоих колес. Однако шесть лет назад наш рынок был не готов принять «китайцев» по почти европейским ценам. В новом сезоне ожидается возвращение модели на наш рынок, с гуманной ценой и впрыском топлива.

2007 CF Moto E-Jewel 150

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2026.jpg

 

В 2010 году крупная корпорация Qianjiang Group выпустила модель Keeway Goccia 50 – с успокаивающими округлыми формами (название переводится с итальянского как «капля»»). Дизайн явно тяготеет к «скарабеевской» классике, но не копирует ее. Установлены типичный для «полтинников» компании 2-тактный мотор и «дисково-барабанные» тормоза. По габаритам, удобству посадки и возможности взять «на борт» пассажира скутер приближается к «макси».
Больше у китайцев, как ни странно, «скарабееобразных» скутеров нет. Но в Интернете нашлась любопытная модель скутеретты в таком стиле.

2010 Keeway Goccia 50 4T

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2027.jpg

«Скарабеистая» скутеретта от «Лифана»

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2028.jpg

 

 

Есть ещё одна ветвь скутеров, смыкающаяся как с ретро-стилистикой, так и со «скарабеевской». Это модель Pepe, которую в 1998 году запустила Итальянская компания Benelli. Скутер выделялся 16-дюймовыми колесами и округлыми обводами. Любопытно выполнен бензобак – он охватывал подседельный объём, образуя по бокам характерные выпуклости. Использован 2-тактный мотор воздушного охлаждения, сзади применен барабанный тормоз. С 2008 года Российская компания «Веломоторс» под брендом Stels стала продавать эту модель, поскольку китайский партнёр Qianjiang Group купил «Бенелли». При этом, чтобы сохранить привлекательность прославленного итальянского бренда, скутер назвали Stels Alpha 50 Benelli.

 

1998 Benelli Pepe 50 Base (верху) и LX (внизу)

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2029.jpg

 

2012 Stels Alpha 50 Benelli

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2030.jpg

 

 

Такова вкратце история «жукастого» бренда и его клонов. Будет ли продолжение? Вопрос в том, смог ли за 20 лет образ скарабея стать каноническим, чтобы его покупали только за это (как например, произошло с «веспами»). Мода – вещь капризная, и даже мини-юбки не вечны под Луной…

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%2031.jpg

 

Источник Иван Ксенофонтов, издание о скутерах и людях Скутер Дайджест.

Изменено пользователем habbeles
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь я понял от куда "NEXUS zoom" взяли дизайн для своего "полу-макс"-ика. Все просто, зачем изобретать что-то свое, гораздо проще слямзить готовое и чуть-чуть переделать дизайн.

---

Да, и кстати, если не много расширить линии и добавить вторую головную фару решеткой, то получится ямаховская БВС-ка.... :ab:



Что радует, у этих моделей высокая колесная база.

Изменено пользователем Zloy_KabAH
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу