Genixoid

Проверь себя — ошибки начинающих мотоциклистов

29 сообщений в этой теме

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

 

f322de448d8f6111f4ee2886f5e4eb71_600x400
 

 

 

От редакции:

Этот материал родился не по заказу редакции, а по доброй воле практикующего инструктора одной из подмосковных мотошкол. Ошибки и заблуждения, описанные в этом материале, свойственны не только первосезонникам, но и многим из тех, кто откатал уже не один и не два сезона. Чем дольше ездишь, тем крепче закрепляются в голове моторные навыки, но если они правильные - то это рост опыта, а если неправильные - то это рост вероятности того, что неприятность на дороге все-таки произойдет. А переучиваться, как известно, всегда сложнее, чем учиться с нуля. Более того, пока мы снимали фотоматериал для статьи на учебной площадке, мимо нас проехало около двух десятков типичных подмосковных мотоциклистов, и почти у каждого из них мы наблюдали те или иные ошибки, описанные в этой статье. Рекомендуем прочитать этот текст каждому, наверняка где-то вы сможете узнать себя, а значит, задуматься над исправлением своих собственных ошибок.

 

Чего общего между управлением мотоциклом и, например, игрой в настольный теннис. И то, и другое это комплекс приобретенных и отработанных до автоматизма базовых навыков, которые позволяют ездить или играть на определенном уровне, который можно совершенствовать и продвигаться вперед в своем умении. Если базовые навыки в теннисе поставлены неправильно, то ваш уровень — кривой теннисный стол во дворе и деревянные ракетки по полтиннику за штуку. Но если в случае настольного тенниса вы сами можете выбирать себе противника и точно знать, что с той стороны стола не последует разящего топ-спина, то с кем нам придется встретиться в дороге и какие сюрпризы нас поджидают за поворотом — неизвестно, а значит, надо быть готовым ко всему. В этом случае неправильно поставленные базовые навыки управления мотоциклом могут очень сильно навредить. База ставится в самом начале мотокарьеры, и если она поставлена неправильно или не поставлена вообще, то вас ждет долгий и болезненный путь обучения на собственном опыте. Между тем, начальные ошибки типичны, они характерны и для новичков, и для самоучек с опытом езды, даже с опытом в несколько сезонов. Рассмотрим наиболее типичные ошибки и, возможно, узнаем себя.

 

Деревенский рокер

 

Ошибка первая, пока еще даже не поехали: посадка.

 

c319b0de3540584fad5d6d9131451177_600x400

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты.
Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно.

 

И у новичков, и у тех, кто уже ездит и даже не один год, очень часто встречается так называемая посадка «деревенского рокера». Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

 

f48f504c43e9cff8aee476737bd3ce92_600x314
 Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

 

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

 

Это курок, Харли! Его не нужно дергать...

 

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

 

2d71dec4d1de4fa1fecd66a6692e4352_600x510

Неправильное положение (слева): руки напряжены, ручки зажаты в кулаках, локти и плечи подняты, мышцы напряжены. В такой позе одна рука будет мешать другой, а рулежка корпусом не точна и опасна.

Правильное положение (справа): все мышцы расслаблены, локти опущены, кисти спокойно лежат на ручках. Чем расслабленнее мышцы, тем проще будет управлять мотоциклом.

 

Частая ошибка: неправильное положение кистей. Запястья должны быть немного прогнуты, чтобы лучевая кость упиралась в трубу руля. Однако правая рука крутит ручку газа, и часто водитель поднимает запястье, чтобы уж точно хватило хода ручки. Хода хватит и так, а вот из неправильного положения правого запястья следуют две нехороших вещи: неконтролируемое открытие газа при разгоне, когда руки придерживают туловище от падения назад, и такое же неконтролируемое открытие газа при работе передним тормозом. Оба явления весьма неприятны и могут привести к падению, следите за руками. С посадкой разобрались, теперь первая вниз и поехали.

 

12b6c31b0f11964b5edbe4eda0028acb_600x600

Неправильное положение (сверху): при вывернутых запястьях запаса хода для полного поворота ручки газа все равно не хватит, а при ускорении можно запросто перегазовать.

Правильное положение (внизу): лучевая кость «упирается» в трубу руля. Хват расслабленный, кисть находится в естественном анатомичном положении.

 

Не смотрите телевизор!

 

Маневрируем на небольшой скорости, например, экзаменационная восьмерка (кстати, при грамотном подходе, очень толковое упражнение, из которого можно выжать много полезного). Водитель хочет довернуть мотоцикл в поворот, наклоняет туловище внутрь поворота и... вариант первый — мотоцикл едет совсем не туда, куда надо, а совсем в другую сторону, вариант второй — мотоцикл падает внутрь поворота, касание ногой, расстройство и недоумение.

 

c6675e75be18f4b7bb35af68ebbe23ef_600x304
Неправильная поза: попытка доложить мотоцикл внутрь поворота массой тела не увенчается успехом, а вот мотоцикл поедет по совершенно неожиданной и незапланированной траектории. 

 

На закономерный вопрос «а ты зачем так в поворот наклонился?» получаю закономерный ответ «дык MotoGP смотрел, там все так делают». Как там, у классика: «не читайте советских газет перед едой»? Что происходит, когда в повороте мы наклоняемся внутрь: система мотоцикл-водитель равновесна, поэтому, если вы наклоняетесь в одну сторону, то мотоцикл, чтобы сохранить равновесие, наклоняется в другую, и, вполне естественно, ну никак не хочет влезать в поворот.

 

7119e8aaf1d47d9b340d4adbb67b576b_600x600
Правильное положение: мотоцикл наклоняется внутрь поворота, корпус остается в вертикальном положении. На малых скоростях гораздо проще перекладывать мотоцикл из виража в вираж и точно контролировать траектории движения. Кроме того, такая техника  требует гораздо меньше усилий для управления.

 

Выход из ситуации прост — поменяйтесь с мотоциклом местами, нужно наклонить мотоцикл внутрь поворота вместо себя.
Простая аксиома — мотоцикл в поворот нужно наклонять.

 

Еще одна ошибка управления — силовое руление. Кисти вцепляются в руль, напряженные мышцы плечевого пояса и рук создают прочный каркас вокруг руля, и крутить руль приходится туловищем. При таком раскладе точного руления не получится никак. Происходит борьба правой и левой руки, одна рука поворачивает, другая противостоит, первая хочет довернуть руль еще, вторая не дает, и так постоянно, в борьбу включается корпус, и со стороны наблюдается интересная картина, человек на мотоцикле извивается как червяк и движется по причудливой траектории.

Дайте рукам жить спокойно, расслабьте их, опустите плечи, опустите локти, расслабьте кисти. Хорошо прочищает мозг маневрирование с одной правой рукой. Действия руки просты, как валенки, либо руль толкаем от себя ладонью, либо тянем на себя пальцами, жесткой фиксации кисти быть не должно. И еще, работает только рука, сгибаясь в локте, плечи и все туловище в воздействии на руль не участвуют.

 

Самый простой способ грохнуться

 

Самые фееричные падения, какие мне приходилось видеть на учебной площадке, происходили из-за ошибок торможения. Часто начинающих наездников интересует больше откручивание ручки газа, нежели правильное торможение после этого откручивания, а зря.

 

Типичные ошибки: торможение в наклоне, торможение с повернутым рулем, резкое торможение, неправильная оценка состояния дорожного покрытия и погодных условий и, как следствие, неверный выбор способа торможения.

 

На начальном этапе стоит четко усвоить: мотоцикл тормозит только в вертикальном положении и только с прямым рулем. Trail-braking оставим более продвинутым райдерам. Торможение передним тормозом в наклоне или с повернутым рулем приведет к моментальному сносу переднего колеса, результат — молниеносное падение. Торможение задним тормозом приведет к заносу мотоцикла. Одним словом, в повороте тормозить нельзя!

 

Резкое нажатие на тормоз приводит к блокировке колеса и потере сцепления с дорогой. Необходимо отрабатывать навык прогрессивного торможения, когда усилие на тормозе возрастает плавно, но быстро. И обратно, если колесо заблокировалось, нельзя резко бросать тормоз, это приведет к потере контроля над мотоциклом, ослаблять давление на тормоз следует также плавно, но быстро.

 

08547be227dd30655fd3f3624be71e30_600x400
Неправильное положение: в момент торможения спина и ноги расслаблены, вся масса тела, гасящего энергию движения, приходится на руки. В таком положении невозможно надежно контролировать мотоцикл и уж тем более - резко изменять направление движения. 

 

Чтобы грамотно применять тормоза в зависимости от дорожных условий, нужно понять: передний тормоз имеет максимальную эффективность, но не стабилен, то есть при блокировке переднего колеса «уборка» обеспечена, весь его потенциал реализуется при идеальном состоянии дорожного покрытия, когда нет песка, дождя, битума и прочих «приятностей». Задний тормоз наоборот, имеет низкую эффективность, но высокую стабильность, даже при блокировке колеса, вы вполне можете сохранить контроль над мотоциклом. Область его применения — скользкие покрытия. Конечно, максимальное замедление достигается одновременным использованием обоих тормозов, но, в зависимости от покрытия, один основной, другой вспомогательный.

 

Другая частая ошибка при торможении — «подвешивание» на руль. Вы тормозите, по инерции туловище уходит вперед, вы, упираясь в руль, пытаетесь его поддержать руками. Тут начинается самое интересное: под действием тяжести туловища, руль немного поворачивается, вы пытаетесь скорректировать его положение, но, из-за груза туловища на руках, сделать это точно не получается, поэтому происходит переруливание, вы снова пытаетесь скорректировать руль, но происходит только увеличение амплитуды руления. Это прямой путь к блокировке колеса и падению. При торможении нужно удерживать туловище мышцами спины, держась при этом ногами за бак (вспоминаем, человек крепится к мотоциклу ногами). Очень помогает отработать этот навык торможение с одной рукой передним тормозом, и торможение со скорости вообще без рук — задним.

 

69eccf8c46b60f1322e5d9f150574cfd_600x319
Правильное положение: в вертикальном положении тело удерживают ноги и мышцы спины. Руки расслаблены и заняты тем, чем и должны - управлением мотоциклом. Раскованность рук - залог свободы и точности маневрирования.

 

Может, лучше вышивать крестиком?

 

Это не к тому, что я д’Артаньян, а остальным ездить не дано. Я часто интересуюсь, зачем тому или иному человеку мотоцикл. Ответы разные, но часть из них — мишура, та сторона мотожизни, которая «гламур и тётки». А между тем, мотоцикл —  это опасно, смертельно опасно, и только осознав это, можно садиться на этот вид транспорта. Подумайте — для девочек, — стоит ли сэлфи в шлеме с накрашенными глазами того, что может случиться с вами на дороге? Для мальчиков — девчонки уже давно перестали вестись на мотоциклы, мотоциклы есть у всех, может, как-то по-другому решать свои личные проблемы? Цена-то высока. Сходите в мотошколу, просто покататься, понять, а надо ли вам оно.

 

0cf977744dbfca47f859fc06070e47fe_600x299
На фото - мотоциклист, проезжавший мимо площадки мотошколы. Снятый совершенно случайно, этот персонаж наглядно демонстрирует почти половину ошибок, описанных выше. Запястья вывернуты вверх, локти задраны, плечи напряжены. При этом, ноги расслаблены, а колени болтаются - имеем классический "вис на руле". 
Ну и полное пренебрежение даже минимальными средствами защиты от "асфальтовой болезни", пусть это и 50-кубовый мокик, и тихий подмосковный город.  

 

Частая фраза в мотошколе: «да мне только сдать экзамен, права получить, а я там дальше сам по гаражам ездить научусь». Не научитесь. Бесценное свойство мотошколы —  это то, что за вами и вашими ошибками смотрят, и как только они появляются, их корректируют. Более того, экзамен практически ничего общего с реальным вождением не имеет, и навыков правильного управления мотоциклом подготовка к экзамену даст минимум.  И помните: учимся мы все ради того Одного Раза, когда правильные навыки управления мотоциклом спасут жизнь, а может, и не одну.

 

Если, прочтя эти строки, хотя бы один человек отложит покупку какой-нибудь ненужной фигни и потратит эти деньги на продвинутый курс в хорошей мотошколе, я буду рад этому даже больше, чем гонорару за эту статью.

 

Отсюда

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начал читать и офигел..

Переименуйте статью 

"Как научиться неправильно ездить"

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жень. Ты как будто на моих занятиях с диктофоном побывал))) Вот эти, казалось, самые простые истины, я доношу до начинающих мотоциклистов.

Добавил бы ещё один основной аспект:- Постановка зрения. Куда смотрим, туда едем. Большинство курсантов, постоянно "смотрят под ноги". Есть ещё много нюансов. Постараюсь к осени, собрать всех интересующихся и провести мини семинар.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

к скутерам такие нюансы посадки не применимы

Изменено пользователем Гришка
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олег а семинар с практическим занятием?Жень хорошая статья.Переучиваться действительно всегда очень сложно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начал читать и офигел..

Переименуйте статью 

"Как научиться неправильно ездить"

Диверсия?

Жень. Ты как будто на моих занятиях с диктофоном побывал))) Вот эти, казалось, самые простые истины, я доношу до начинающих мотоциклистов.

Добавил бы ещё один основной аспект:- Постановка зрения. Куда смотрим, туда едем. Большинство курсантов, постоянно "смотрят под ноги". Есть ещё много нюансов. Постараюсь к осени, собрать всех интересующихся и провести мини семинар.

Ну да классическую кроссовую посадку заклеймили висом на руках и сказали,что правильно когда локти опущены.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

если у тебя прямой руль,вобще ездить опасно

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олег а семинар с практическим занятием?

 

В идеале - да!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дай Бог, что бы серьезно отнеслись к прочтению...

Ещё бы продавцы выдавали такой буклет при продаже мототехники.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дай Бог, что бы серьезно отнеслись к прочтению...

Ещё бы продавцы выдавали такой буклет при продаже мототехники.

Нет, при продаже ПРАВ на вождение хотя бы такой буклет прикладывали.

А то очень многие "Права купили, а водить - не купили!"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Диверсия?

Ну да классическую кроссовую посадку заклеймили висом на руках и сказали,что правильно когда локти опущены.

Вряд ли диверсия. 

В начале статьи видимо забыли написать "применимо к спортам и лёгким дорожникам, запрещается применять данные техники к эндуро, тяжёлым дорожникам и тем более кроссовым".

А вообще локти вниз на неровной поверхности - это 99% падение.

Изменено пользователем payalnik88
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересно

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы даже сказал - если у тебя есть руль, вообще ездить опасно!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну про эндуро уже высказались, а мне вот всегда было интересно, вхожу я в поворот, не быстро, но все равно возникает ситуация, когда надо тормозить. И что делать? Тв статье большими буквами написано, что ни при каком раскладе в повороте не тормозить. Или они имели ввиду тормоз с блокировкой колес?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вхожу я в поворот, не быстро, но все равно возникает ситуация, когда надо тормозить. И что делать?
в идеале больше наклонять и ГАЗОВАТЬ) ну а если дорога не внушает доверия то сместить свой вес ближе к заднему колесу, потому что торможение перераспределяет баланс на перед. я вижу это так.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я иногда подтормаживаю немного. но газ не закрываю

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все выше озвученные ошибки сам лично совершал. Методом проб и ошибок "пришёл" к той истине, что донесена в статье. Так вышло, ибо с мотошколой мы в пролёте(((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен с Паяльником....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в идеале больше наклонять и ГАЗОВАТЬ) ну а если дорога не внушает доверия то сместить свой вес ближе к заднему колесу, потому что торможение перераспределяет баланс на перед. я вижу это так.

Впереди яма или машина. Какой газ? :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Какой газ?
по *маленькому* можно и в повороте притормозить. а по *взрослому*- только выпрямив траекторию. а чтобы такого не было- надо вперёд смотреть и прогнозировать ситуацию.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы с радостью посетил семинар по этой теме!)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
по *маленькому* можно и в повороте сходить, а по *взрослому*- только сойдя с мотоцикла
   :bj:  :bj:  :bj:
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А ногу можно выносить при повороте???

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну про эндуро уже высказались, а мне вот всегда было интересно, вхожу я в поворот, не быстро, но все равно возникает ситуация, когда надо тормозить. И что делать? Тв статье большими буквами написано, что ни при каком раскладе в повороте не тормозить. Или они имели ввиду тормоз с блокировкой колес?

была такая ситуация и не раз, просто резко выравниваю мотоцикл и торможу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну а если дорога не внушает доверия то сместить свой вес ближе к заднему колесу, потому что торможение перераспределяет баланс на перед. я вижу это так.

 смешаешь вес назад за ось вращения (которая проходит по подножкам), то говоришь мотоциклу _ехать прямо_

речь же шла про поворот?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу